|
Питание школьника


По поручению Президента Российской Федерации с 1 сентября 2020 года для всех обучающихся начальных классов государственных и муниципальных образовательных организаций должно быть организовано бесплатное горячее школьное питание. Срок реализации программы до 01.09.2023 г. в зависимости от степени готовности территорий. Принцип организации бесплатного горячего питания утвержден Постановлением Правительства Российской федерации от 20 июня 2020 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования».
Меню для организации горячего питания обучающихся
Положение
о порядке предоставления горячего питания обучающимся, получающим начальное общее образование в МБОУ «НОШ №11»
Положение
о порядке предоставления льготного питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
Положение о порядке проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания,
в том числе порядке доступа родителей (законных представителей) обучающихся в помещения МБОУ «НОШ №11» для приёма пищи
График питания обучающихся
Родительский контроль за организацией горячего питания детей в образовательной организации


Здоровое питание для школьника
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
Рекомендации ВОЗ построены по принципу светофора.
Зелёный свет - еда без ограничений - это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400г в сутки овощей и фруктов.
Желтый свет - мясо, рыба, молочные продукты - только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.
Красный свет - это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.

К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокойумственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получатьполноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии. Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь,бобовые, чеснок). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, в том числе фруктовых или овощных соков, но не газированной воды. Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак. Ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника. Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку.Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников. Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии. В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка - смесь трудно перевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.
Белки - это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами. Школьники 7-11 лет должны получать в сутки 70-80 г белка, или 2,5-3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12-17 лег-90-100г, или 2-2,5 гна 1 кг веса. Дети и подростки - юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116-120 г в возрасте 10-13 лет и до 132-140г в возрасте 14-17 лет. В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65 - 60%, у взрослых - 50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, также как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока - 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин - рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца. Пища - единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества у потребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения. Обеспечение рационального питания школьника - одно из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием человека. К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).
Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами. Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного количества белка. Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% от общего количества белка в зависимости от нагрузки и условий жизни ребенка. При дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается успеваемость. В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты, богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа. Ежедневно в школьном меню необходимы молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и рыбные продукты. При подборе продуктов нельзя не считаться с тем, что дети нуждаются в легкоусвояемой пище. Молочные продукты - основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение. Особенно, если ребенок страдает дисбактериозом и у него отмечается непереносимость цельного молока. Молочная кислота и другие бактерицидные вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных микробов. Например, применение в жаркое время напитка «Бифидок» приводит к снижению заболеваемости дисбактериозом. Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.
Овощи — необходимый источник витаминов и микроэлементов. В рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов, которые надо употреблять до еды. Употребление фруктов и овощей после еды способствует длительной задержке пищевых масс, усиливает процесс брожения, что впоследствии может привести к хроническим заболеваниям органов пищеварения.
Большого внимания требует обеспечение учащегося полноценным завтраком. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. В состав обеда следует включать максимальное количество овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд, перед сном не рекомендуются блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь. Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга - витамин Е, а также: витамины Bl, В2, Вб. В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы , масло оливковое, апельсины, горох, малина , клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.

ПРИНЦИПЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ
- если ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жиры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отравление организма;
- в пище мало белка - страдает иммунитет (бесконечные простуды!), кожа становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ногти ломкими; похудение за счет потери белка мышц;
- совсем без жиров нельзя - они необходимы дня работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах- полезные;
- процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.
Рыба и морепродукты - это здоровая пища. Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирных сортах рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-б, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе много витаминов и микроэлементов. Овощи - это продление жизни. В овощах содержатся клетчатка и пектиновые вещества, которые играют важную роль в нормализации процессов пищеварения. А от того, как работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье и долголетие. Содержание белков в овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка, прибли¬жающегося по своему аминокислотному составу к животному белку. Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинк и др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.
Все знают, что фрукты полезны. В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости. В косточковых пледах (абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груши, яблоки) - фруктозы. Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью. В персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество калия, который так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы. Пищевые волокна представлены во фруктах пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гнилостные процессы, выводят токсические вещества.
ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:
1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - необязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день. Учащиеся в первую смену в 7:30 - 8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00-12:00- горячий завтрак в школе, в 14:30-15:30-после окончания занятий- обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, в 19:00- 19:30-ужин (дома). Учащиеся во вторую смену в 8:00 - 8:30должны получать завтрак (дома), в 12:30-13:00-обед (дома, перед уходом в школу), в 16:00-16:30-горячее питание в школе (полдник), в 19:30-20:00-ужин (дома).
4. Следует употреблять йодированную соль.
5. В межсезонье (осень - зима, зима - весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
6. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
7. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
8. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
9. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
ПИЩА ПЛОХО УСВАИВАЕТСЯ (НЕЛЬЗЯ ПРИНИМАТЬ):
• Когда нет чувства голода.
• При сильной усталости.
• При болезни.
• При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
• Перед началом тяжёлой физической работы.
• При перегреве и сильном ознобе.
• Когда торопитесь.
• Нельзя никакую пишу запивать.
• Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков, на 20-30% из жиров, на 50-55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
• В питании всё должно быть в меру.
• Пища должна быть разнообразной.
• Еда должна быть тёплой.
• Тщательно пережёвывать пищу.
• Есть овощи и фрукты.
• Есть 3-4 раза в день.
• Не есть перед сном.
• Не есть копчёного, жареного и острого.
• Не есть всухомятку.
• Меньше есть сладостей.
• Не перекусывать чипсами,сухариками и т. п.
Здоровое питание - это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса. А также: Умеренность. Четырехразовый приём пищи. Разнообразие.Биологическая полноценность.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!

ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Памятка школьнику
• Помни, что твоя пища должна быть разнообразной, включать мясные, рыбные и молочные продукты, хлеб и крупы, овощи и фрукты.
• Не увлекайся острой, солёной, жирной и жареной пищей.
• Во время еды старайся не разговаривать и не читать.
• Не торопись, ешь небольшими кусочками, тщательно пережёвывай пищу.
• Не переедай, старайся есть чаще, но небольшими порциями.
• Помни, что кондитерские изделия - это вкусно, но не полезно, они не могут заменить основную еду. Ешь сладости не чаще раза в день.
• Помни, что твоему организму необходима жидкость, и лучшее средство утоления жажды - кипячёная, фильтрованная или негазированная бутилированная вода.
Здоровое питание
• Школа - это трудное многолетнее испытание для Вашего ребёнка. В Ваших силах сделать так, чтобы он выдержал это испытание без серьёзных потерь. И в первую очередь ребёнку понадобится здоровье, которое невозможно без здорового питания.
• Школьные годы - это не только постоянная умственная нагрузка, но и время активного роста. Поэтому, несмотря на то, что общие принципы здорового питания школьника остаются такими же, как и для взрослого, есть существенные различия.
На что нужно обратить внимание при планировании рациона ребёнка в первую очередь?
• При выборе зерновых продуктов отдавайте пред¬почтение цельнозерновым хлебобулочным изделиям, макаронам, кашам. Обращайте внимание на продукты, обогащённые витаминами и минеральными веществами.
• Предлагайте ребёнку в качестве гарнира отварной картофель или пюре, но не жареный картофель; мясные блюда также лучше выбирать тушёные, отварные или приготовленные на пару. Избегайте появления в меню школьника жареных блюд, жирных чипсов или солёных сухариков.
• В рационе Вашего ребёнка должно быть много овощей и фруктов. Они содержат не только некоторые необходимые детскому организму витамины и минералы, но и пищевые волокна, органические кислоты, улучшающие всасывание железа из других продуктов.
• Помните, что молоко и молочные продукты – залог «здоровья» костей Вашего ребёнка. Постарайтесь сделать так, чтобы молоко стало любимым напитком ребёнка. Оно может прекрасно утолять жажду и заменить сладкие газированные напитки.
• Продукты с высоким содержанием белка, такие как мясо, птица, рыба и яйца, необходимы для нормального роста и развития школьника. Отдавайте предпочтение свежеприготовленным мясным продуктам, а не консервам и колбасам.
• Включайте рыбные блюда в меню ребёнка не менее трёх раз в неделю: они содержат необходимые ребёнку жирные кислоты, а морская рыба - ещё и йод. При приготовлении пищи используйте йодированную соль, старайтесь использовать её умеренно.
Как уменьшить негативное влияние школы на пищевое поведение и здоровье ребёнка?
• С семи до семнадцати лет ребёнок проводит значительную часть жизни в школе. Выбирая школу, обратите внимание на организацию питания - от этого зависит здоровье, а значит- будущее Вашего ребёнка.
• Постарайтесь объяснить ребёнку, что пренебрегать горячим питанием в школе не стоит. На родительском собрании выступите с обращением к родителям других детей: в школьном возрасте коллективные привычки во многом определяют поведение ребёнка.
• Постарайтесь, чтобы ребёнок всегда имел с собой здоровый перекус: яблоко, зерновой батончик, сок. Не давайте ребёнку шоколадных батончиков, чипсов, сухариков, газированных напитков. Выработайте у ребёнка негативное отношение к этим продуктам, рассказывая об их вредном влиянии на здоровье и внешность.
• Не забывайте постоянно напоминать ребёнку об основных правилах личной гигиены и демонстри¬ровать их на собственном примере. Ребёнок должен привыкнуть обращать внимание на условия и сроки хранения готовых блюд. Это поможет избежать пищевых отравлений.
• Приучайте ребёнка утром завтракать дома. Ешьте утром сами, ведь именно на Ваше поведение ребёнок ориентируется в первую очередь.
• Следите за весом и внешним видом ребёнка. Помните, что детское ожирение - одна из острейших проблем современного общества. Склонность к полноте свидетельствует в первую очередь о непра¬вильных пищевых привычках школьника и может привести к ранней гипертонии, сахарному диабету и множеству других заболеваний.
Подростки в особой опасности
• В подростковом возрасте обмен веществ происходит очень интенсивно. Поэтому подросток должен хорошо и часто питаться.
• Но именно в этом возрасте могут значительно измениться привычки ребёнка. Этому способствуют и психологические изменения, и растущая самостоя¬тельность, в том числе в трате карманных денег.
• Первая опасность, которая грозит Вашему ребёнку, - употребление высококалорийных, непитательных снеков, газированных напитков и алкоголя. Это может привести к ожирению и нарушению работы пищева¬рения. Постарайтесь занять ребёнка каким-либо видом спорта - это увеличит физические нагрузки, и у ребёнка будет меньше свободного времени.
• Обращайте внимание на вес и пищевое поведение девочек. В этом возрасте они начинают задумываться о своём внешнем виде и могут самостоятельно увлечься «модными» диетами. Соблюдение любых диет без консультации врача-диетолога может привести к серьёзным нарушениям здоровья, вплоть до анорексии, лечение которой может потребовать длительной физической и психологической реабилитации.
Пример дневного меню для ребёнка 7-10 лет
<
№пп |
Прием пищи, наименование блюд |
Вес готовой порции, гр. |
|
Завтрак |
|
1. |
Каша овсяная молочная |
180 + 5 |
2. |
Творожная запеканка |
100 |
3. |
Чай с молоком и сахаром |
200 |
|
|
|
|
Второй завтрак |
|
1. |
Свежие фрукты |
200 |
2. |
Бутерброд с сыром |
25 + 8 |
|
|
|
|
Обед |
|
1. |
Суп рыбный с овощами |
400 |
2. |
Котлеты мясные запечённые |
90 |
3. |
Вермишель отварная |
100 |
4. |
Салат из свёклы и зелёного горошка с растительным маслом |
100 + 10 |
5. |
Компот из свежих яблок с сахаром |
200 |
|
|
|
|
Полдник |
|
1. |
Чай с сахаром |
200 |
2. |
Булочка сдобная |
75 |
|
|
|
|
Ужин |
|
1. |
Курица отварная |
65 |
2. |
Пюре картофельное |
180 + 3 |
3. |
Овощной салат из капусты, моркови и яблок с растительным маслом |
75 + 5 |
4. |
Компот из свежих яблок |
200 |
|
|
|
|
Перед сном |
|
1 |
Кефир |
200 |
|


Статистика

Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|